Очевидно, что результат деятельности компании в значительной степени зависит от соответствия качества кадров уровню сложности и масштабу решаемых компанией задач. Крайне редко встречается ситуация избыточной квалификации сотрудников. Обычно имеет место связка «экономия ФОТ — низкая квалификация». Как результат, компания имеет экономию ФОТ, с одной стороны, и убытки компании от низкой квалификации привлеченных специалистов, на порядки превышающие эту экономию, с другой.
Кадровые службы, занимающиеся подбором необходимых компании специалистов, действуя по прямому указанию руководства компаний, во многих случаях вынуждены занижать показатель цена/качество в отношении привлекаемого специалиста. Руководство компании не может оценить последствия экономии на фонде оплаты труда. При этом часто не принимаются к рассмотрению мнения руководителей подразделений, в которые привлекаются специалисты. При длительном сроке реализации описанной выше практики возникают последствия:
- в компании формируется своеобразное «кадровое болото», когда лучшим приветствием любому грамотному, а самое главное необходимому данной компании специалисту, поднимающемуся в «корпоративную лодку» становятся многочисленные «дружественные удары веслом по голове» от сотрудников-старожилов;
- компания по отношению к сотрудникам представляет собой «соковыжималку», требуя от них невозможного; уровень сложности решаемых задач не соответствует квалификации и заработной плате специалистов, они просто физически не могут обеспечить их качественное решение; компания фактически заставляет сотрудников расплачиваться за собственные корпоративные кадровые просчеты — сотрудники реагируют в меру своих возможностей и моральных принципов...
Сложность обнаружения проблемы состоит в том, что она имеет очень растянутый период формирования. Потери от деятельности низко квалифицированных специалистов, доля которых в компании постоянно растет, могут очень плавно увеличиваться на протяжении лет (в зависимости от интенсивности «кадрового обновления»). Проблема становится очевидной, когда переходит из острой фазы отдельных ошибок и потерь в хроническую — стабильно падающую эффективность проектов и снижающуюся капитализацию компании.