Процесс «обличения пороков» захватывает — хочется продолжать и продолжать... Но! Все хорошо в меру. Да и этого количества вполне достаточно, чтобы задаться вполне логичным вопросом. Такое количество ошибок, многие из них могут при определенных условиях привести компанию к краху!!! Но при этом рынок существует, масса компаний относительно неплохо себя в нем чувствует. Почему это возможно? Очевидно, что ошибки динамически уравновешиваются определенными факторами внутри компаний. Именно эти факторы позволяют компаниям сохранять устойчивость, во всяком случае, в определенном интервале времени. Указанные факторы можно свести к 3 вариантам стратегий, используемых компаниями:
Стратегия построения эффективного девелопмента.
Данный вид стратегии продумывается и готовится к реализации в течение определенного периода времени. Переход к данному виду стратегии происходит сознательно. Информация об этом факте без препятствий распространяется как внутри, так и вне компании. Стратегия состоит в повышении технологического уровня компании (квалификация сотрудников и эффективность применяемых бизнес процессов). Стратегия имеет безусловный приоритет в применении вне зависимости от степени наличия у компании административного или финансового ресурса. Реализация данной стратегии требует постоянной и кропотливой работы, описанию которой, собственно, и посвящена настоящая книга.
Стратегия опоры на финансовый или административный ресурс головной компании или акционеров.
Имеет широкое распространение. Данный вид стратегии реализуется сознательно, хотя, как правило, не озвучивается официально. При этом сотрудники внутри компании знают о факте использования данной стратегии доподлинно, а внешние участники рынка обычно догадываются об этом по набору косвенных признаков. Существует 2 основных количественных признака опоры компании на данную стратегию. Они тем более явные, чем длиннее период времени, в течение которого компания делает ставку на данный вид стратегии. Это, с одной стороны, завышенные относительно рынка показатели текущих и понесенных при развитии проектов затрат, а, с другой, переоцененная, опять же относительно рынка, будущая выручка проектов. Во многих случаях реальная эффективность проектов имеет тенденцию стремиться к «0». Убытки и «ранее распределенная прибыль» часто перекладываются на акционеров или бюджеты разного уровня (федеральные, муниципальные и т.д.). Стратегия требует от топ-менеджмента компаний обладания квалификацией определенного специфического свойства для успешного общения с акционерами.
Стратегия неосознаваемого банкротства (более или менее растянутого во времени).
Данный вид стратегии никогда не принимается официально, но всегда складывается де факто, как результат не эффективного управления компанией и проектами. Этот вид характеризуется максимальным количеством традиционных ошибок, одновременно совершаемых компанией, — компания планомерно превращается в гумус — верхний плодородный слой бизнес почвы, обеспечивающий необходимые условия для роста других, более эффективных компаний. В качестве ширмы для удручающей картины могут использоваться красивые и многочисленные лозунги и акции, целью которых является отражение движения (мнимого движения) компании в направлении эффективного девелопмента. Данная стратегия имеет самое широкое распространение (как следствие отсутствия или ограниченности ресурсов и навыков эффективного девелопмента); поддержать компанию какое то время может компенсация ошибок за счет перекладывания дополнительной финансовой нагрузки на плечи покупателей, контрагентов и/или «финансовой оптимизации» компании за счет сокращения штата, ФОТ, основных фондов и пр.
Компания всегда имеет возможность заменить один вид стратегии, показавший бесперспективность его дальнейшего применения, на другой. Компания двигается либо вверх (стратегия построения эффективного девелопмента), либо скатывается вниз. Вариант стояния на одном месте крайне ограничен по времени, и поэтому лишен смысла для рассмотрения. Впрочем, при наличии «большого желания» в жизни всегда можно найти место для подвига... даже там, где для этого изначально отсутствовали какие-либо основания.
Самое главное, о чем следует помнить, наблюдая чужие ошибки или совершая свои собственные, что конструктивное отношение к ним является необходимым фоном для эффективного девелопмента. Сформулировать это отношение можно всего в нескольких словах: «Бояться ошибок — не увидеть успехов!!!».