Глава 2. Традиционные ошибки девелопмента

Единственная настоящая ошибка не исправлять
своих прошлых ошибок.
Конфуций

Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Л. да Винчи

История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков.
В.О. Ключевский

Первичной причиной любых проблем в текущей деятельности компании являются структурные, организационные и управленческие дефекты. Эти дефекты закладываются при создании компании, либо возникают при осуществлении текущей деятельности, как следствие влияния широкого спектра внешних и внутренних обстоятельств и факторов. Понимание природы указанных дефектов и степени их влияния на текущую деятельность компании является ключевым моментом в борьбе за повышение эффективности этой деятельности. Самый простой и одновременно доступный способ достичь этого понимания состоит, по мнению автора, в использовании принципа обучения на чужих ошибках. Хотя многие из нас считают весьма заманчивым совершать свои собственные ошибки.

Традиционные ошибки, приводимые далее, выстроены в произвольном порядке, не связанном прямой зависимостью с силой их влияния на эффективность деятельности компании. Особенно хочется подчеркнуть, что целью перечисления представленных ошибок не являлось желание автора бросить тень на какую-то конкретную компанию-участницу рынка. Это всего лишь попытка избавить себя и помочь другим избавиться от необходимости попадать в одни и те же проблемные ситуации, изложив на бумаге их суть, и, уяснив, таким образом, внутреннюю природу и причины возникновения этих ситуаций.

Ошибки названы традиционными именно по той причине, что свойственны практически любой инвестиционно-строительной компании. Идеальных компаний не существует, вопрос лишь в пропорции и концентрации указанных ошибок. Автор совершал в прошлом и испытал на себе последствия ряда описанных ниже ошибок. Это дает ему моральное право давать формулировки, жесткость которых, однако, откорректирована определенной иронией в изложении материала.

Границы между ошибками чисто условные. Как правило, они тесно переплетены между собой. Сложно, да и не нужно, определять, какая из ошибок является причиной, а какая следствием. В деятельности любой компании можно найти в малой степени и скрытой форме проявления практически любой из описанных ниже ошибок, а в явно выраженном виде не меньше 2-3 из них. К идеалу можно стремиться, но невозможно его достичь... Однако, правильно поставленный диагноз – залог успешного последующего лечения. Приведенные традиционные ошибки облегчат постановку диагноза. Кроме того, настоящая глава, посвященная традиционным ошибкам, является своего рода ментальным «разогревом» для читателя, позволяющим подготовиться к восприятию последующих глав.