Единственная настоящая ошибка не исправлять
своих прошлых ошибок.
Конфуций
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Л. да Винчи
История ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков.
В.О. Ключевский
Первичной причиной любых проблем в текущей деятельности компании являются структурные, организационные и управленческие дефекты. Эти дефекты закладываются при создании компании, либо возникают при осуществлении текущей деятельности, как следствие влияния широкого спектра внешних и внутренних обстоятельств и факторов. Понимание природы указанных дефектов и степени их влияния на текущую деятельность компании является ключевым моментом в борьбе за повышение эффективности этой деятельности. Самый простой и одновременно доступный способ достичь этого понимания состоит, по мнению автора, в использовании принципа обучения на чужих ошибках. Хотя многие из нас считают весьма заманчивым совершать свои собственные ошибки.
Традиционные ошибки, приводимые далее, выстроены в произвольном порядке, не связанном прямой зависимостью с силой их влияния на эффективность деятельности компании. Особенно хочется подчеркнуть, что целью перечисления представленных ошибок не являлось желание автора бросить тень на какую-то конкретную компанию-участницу рынка. Это всего лишь попытка избавить себя и помочь другим избавиться от необходимости попадать в одни и те же проблемные ситуации, изложив на бумаге их суть, и, уяснив, таким образом, внутреннюю природу и причины возникновения этих ситуаций.
Ошибки названы традиционными именно по той причине, что свойственны практически любой инвестиционно-строительной компании. Идеальных компаний не существует, вопрос лишь в пропорции и концентрации указанных ошибок. Автор совершал в прошлом и испытал на себе последствия ряда описанных ниже ошибок. Это дает ему моральное право давать формулировки, жесткость которых, однако, откорректирована определенной иронией в изложении материала.
Границы между ошибками чисто условные. Как правило, они тесно переплетены между собой. Сложно, да и не нужно, определять, какая из ошибок является причиной, а какая следствием. В деятельности любой компании можно найти в малой степени и скрытой форме проявления практически любой из описанных ниже ошибок, а в явно выраженном виде не меньше 2-3 из них. К идеалу можно стремиться, но невозможно его достичь... Однако, правильно поставленный диагноз – залог успешного последующего лечения. Приведенные традиционные ошибки облегчат постановку диагноза. Кроме того, настоящая глава, посвященная традиционным ошибкам, является своего рода ментальным «разогревом» для читателя, позволяющим подготовиться к восприятию последующих глав.